Технология разработки образовательной программы ВД

3 февраля 2015 - Администратор

 Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности

 

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

Титульный лист

 

·         Вышестоящие органы образования (по под­чиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердив­шего программу с указанием даты утверж­дения.

·         Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

·         Название программы (по возможности крат­кое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана про­грамма.

·         Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).

·         Автор программы (Ф.И.О, занимаемая долж­ность).

·         Название города.

·          Год создания программы.

Пояснительная записка

 

Раскрываются цели образовательной деятель­ности, обосновывается отбор содержания и по­следовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

•   актуальность;

•   практическая значимость;

•   связь с уже существующими по данному направлению программами;

•   вид (модифицированная, эксперименталь­ная, авторская программа);

•   новизна (для претендующих на авторство).

2. Цель и задачи программы. Цель — предполагаемый результат образова­тельного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все­стороннее развитие личности», «создание воз­можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребно­стей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть связана с названием про­граммы,   отражать  ее  основную  направлен­ность-Конкретизация   цели   осуществляется   через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:

• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познава­тельную деятельность, приобретение опреде­ленных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятель­ности и т.д.;

• воспитательные - формирование общест­венной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;

• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственно­сти, активности, аккуратности и т.д.; фор­мирование потребности в самопознании, саморазвитии.

 

Формулирование задач также не должно быть

 

абстрактным, они должны быть соотнесены с

 

прогнозируемыми результатами.

3. Отличительные особенности программы:

•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;

•  этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.

 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

4. Особенности    возрастной    группы   детей,

которым адресована программа:

- возраст детей и их психологические особен­ности;

 -особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);

число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);

- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.

- прогнозируемые результаты и способы их проверки:

5. Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно -

тематический

план (если программа на 2 и более, то желательно представить по годам

обучения)

Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, со­отношение времени теоретических и практиче­ских занятий. Педагог имеет право самостоя­тельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

Содержание программы

Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:

•     ее название;

•     основные узловые моменты;

• формы организации образовательного про­цесса (теоретические, практические).

  Изложе­ние ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.

Методическое

обеспечение

программы

Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкрет­ных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.

• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.

•  Перечень дидактических материалов.

Краткая характеристика средств, необходи­мых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалифи­кацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и мате­риалов (в расчете на число обучающихся).

Список литературы

 

Приводятся два списка литературы:     используемая   педагогом   для   разработки; программы   и   организации   образователь­ного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.

 

   

В   программе   описывается   содержание  внеурочной деятельности   школьников,   суть   и   направленность   пла­нируемых школой дел и мероприятий. Из описания долж­но  быть видно,  на достижение  какого  уровня результа­тов направлены эти дела и мероприятия.  Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то  в содержании должны быть разделы или модули,  представляющие тот или иной  вид деятельности.   При  необходимости  тот  или  иной  раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.