социально-психологическая служба

26 августа 2013 - Администратор

Социально – психологическая  служба

Социально-психологическая служба - центр, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования.

Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:


- гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями;
- педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме;
- защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования;
- создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива;
- оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы.

Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.

Задачи социально-психологической службы:
· обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
· мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
· выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
· социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
· проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
· осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;
· социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;
· реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
· обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.

Структура и формы взаимодействия
социально-психологической службы

1. ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ, ЛОГОПЕД, СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
* педагогические советы;
* инструктивно-методические совещания;
* психолого-педагогические консилиумы;
 * психолого-педагогические семинары;
* встречи за “круглым столом”;
* организационно-деятельностные игры;
* консультации.

2. СЕМЬЯ
* заседания родительского комитета;
* работа родительского патруля;
 * совет профилактики;
* сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей);
* проведение совместных праздников и вечеров отдыха;
* консультации;
* информационный стенд для родителей.

3. УЧАЩИЕСЯ
* индивидуально-групповые консультации;
* коррекционно-развивающие занятия;
* профориентационная работа;
* летний труд и отдых детей.

4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
* кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки);
* благотворительные акции;
* консультирование специалистов;
* праздники в микрорайоне;
* трудовой десант;
* совместные рейды в микрорайоне.

Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:

·         профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;

·         управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;

·         потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;

·         наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.

1. Общие положения

 1.1.  Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

1.2. Социально-психологическая служба является структурным подразделением МБОУ СОШ № 18 и нацелена на :

·                     оказание содействия в решении проблем учащимся из социально не защищенных семей, учащимся с ограниченными возможностями здоровья , учащимся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением;

·                     организационно-воспитательное , профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в ОДН.

1.3. В своей деятельности социально- психологическая служба руководствуются Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года №58-03 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области”, Федеральным законом от 10.07.1992 года “Об образовании”, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

1.4. Состав социально-психологической службы

·                     социальный педагог,

·                     заместитель директора по воспитательной работе,

·                     психологи,

·                     логопед,

·                     классные руководители (участвуют по необходимости),

·                     учителя-предметники (участвуют по необходимости),

·                     инспектор ОДН (участвует по необходимости).

1.5. Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

2.  Направления работы

1.                 Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов, у их родителей.

2.                 Социально-правовое. Защита прав ребенка.

3.                 Социально-психологическое. Психолого- педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме.

4.                 Социально-профилактическое. Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у учащихся.

5.                 Социально-диагностическое. Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи.

6.                 Социально-информационное. Повышение педагогической и законодательной грамотности.

7.                 Социально-медицинское.

3. Функции службы

1. Социально-педагогическое:

·                     Оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.

·                     Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

2. Социально-правовое:

·                     Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

3. Социально-психологическое:

·                     Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния.

·                     Организует социально-психологическую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

4. Социально-профилактическое:

·                     Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликтивного) поведения детей и подростков.

5. Социально-диагностическое:

·                     Изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации.

6. Социально-информационное.

·                     Знакомство с законодательными актами и использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

7. Социально-медицинское.

·                     Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.

4. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы

4.1. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:

·                     руководствоваться Уставом, программой социально-психологической службы, кодексом психолога, настоящим  Положением;

·                     участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также проводимых вышестоящими организациями социальных и психологических конференциях и семинарах;

·                     постоянно повышать свой профессиональный уровень;

·                     отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;

·                     рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;

·                     в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;

·                     работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся;

·                     хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;

·                     информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.

4.2.  Сотрудники социально-психологической службы имеют право:

·                     принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;

·                     посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия ГПД с целью про ведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;

·                     знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией

·                     проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);

·                     выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;

·                     вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;

·                     иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

·                     обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;

·                     обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;

·                     обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;

·                     ставить перед администрацией школы, органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;

·                     участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д;

·                     определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

5. Взаимоотношения и связи по работе

5.1. Сотрудники социально-психологической службы осуществляют деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.

5.2. Место проведения: кабинет заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога.

5.3. Периодичность – по мере поступления заявок.

5.4. Деятельность социально-психологической службы осуществляется согласно программы социально-психологической службы.

·          

Педагоги-психологи:

Начальная школа – Федосова Елена Валентиновна

5-11 классы – Дунаева Галина Сергеевна

Логопед:

Рогозина Ольга Борисовна

Социальный педагог:

Федосова Елена Валентиновна