Правила эффективного общения

24 октября 2013 - Администратор

 Правила эффективного общения

 

1. Умейте слушать друг друга.

 — Это означа­ет необходимость смотреть на говоря­щего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий беру­щий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что гово­рившим, прежде чем он приступит к изло­жению своих мыслей. Некоторые  используют ключ, который дер­жит говорящий. Ключ передается следую­щему выступающему, в то время как про­чие хранят молчание.

2. Говорить должен кто-то один.

 — Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить дол­жен только один человек — это два пра­вила, которые дополняют друг друга.

3. Говорить по существу.

 — Иногда учащие­ся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: "Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты по­яснить, что имеется в виду?" Это позво­лит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.

4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.

 — Сле­дует поощрять стремление учащихся по­делиться своими мыслями. Дайте  по­чувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: "Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Одна­ко, известно, что..." Таким образом уче­ник не будет поставлен в неловкое поло­жение и будет избавлен от чувства смуще­ния за неправильный ответ.

5. Необходимость щадить чувства других.

 — К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуж­дать всех учащихся. Однако, ученик дол­жен обладать правом отказаться от по­добного участия, когда это ему крайне неприятно.

6. Недопустимость умаления достоинства.

— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что мож­но не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отно­шении других людей лишь на основе из­ложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное заме­чание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.

7. Уважительное отношение ко всем учени­кам без исключения.

 — Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к лю­бому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они полу­чат ответ в рамках учебной программы.

 

Навыки межличностного общения,необхо­димые учителю:

 

 Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать учени­кам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Су­ществуют пять основных навыков межлич­ностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления кон­такта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.

 

1. Умение слушать

 — Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одно­временного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершен­ствовать умение слушать, обращая внима­ние на вербальные и невербальные приз­наки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предвари­тельные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противо­речия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

2. Воспроизведение сказанного

— Воспроиз­ведение сказанного — это почти дослов­ное повторение того, что сказал собесед­ник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убе­диться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у уча­щегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное мож­но и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.

3. Умение разъяснять

— Разъяснение помо­гает учащимся и учителю выработать но­вое понимание темы за счет создания све­жей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретаци­ей. Разъяснение выходит за рамки про­стого воспроизведения сказанного уча­щимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении не­скольких суждений ученика для формиро­вания нового подхода к пониманию проб­лемы. Поступая таким образом, руково­дитель может сказать: "Во время урока вы сказали следующее... Можно ли это понять как...?" Таким образом у учаще­гося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (согла­шаясь или не соглашаясь с ней).

 

4. Умение задавать вопросы

 При попыт­ках учителя понять мысли, высказывае­мые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно. 

 

 

 Вот несколько советов о том,  как следует эффективно задавать вопросы:

 

 

а. Задавайте вопросы, оставляющие сво­боду выбора ответа. "Не скажите ли несколько подробнее?" "Каково ваше мнение?" "Не хотите ли еще что-либо сказать?"

б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.

в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повреме­ните по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.

г. Оцените ответ учащегося. Поблагода­рите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.

д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не об­наруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособ­ности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажи­те: "Кажется, вы очень тщательно об­думываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам по­мочь с ответом?"

е. Заканчивайте на положительной ноте.

Заканчивая вопросы и ответы, созда­вайте положительный настрой. Ска­жите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо по­работали, отвечая на них.

 

5. Подбор примеров

— При попытках выра­зить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, "Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?", поможет учащемуся донести свою мысль.

Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с дру­гом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подроб­но изложить ее. Эти навыки общения помо­гают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ро­левых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в проце­ссе принятия решений.

Невербальные способы общения 

Ø Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают ма­териал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может по­мочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному спо­собу передачи информации относятся мими­ка человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уве­рены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, кото­рую он выражает всем своим телом.

Ø Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, уче­ник спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервни­чает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учи­теля или спрашивающего.

Ø Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склони­лась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрач­ки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с при­щуром, возможно ему комфортно в классе.

Ø Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно сви­детельствует о том, что он не уверен, что по­нимает, что говорит учитель.

Ø Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгоро­диться от информации или защищается.

Ø Если тело скособочено, ученик демон­стрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.