Медиабезопасность

20 октября 2013 - Администратор

Стремительное развитие электронных средств информации и коммуникации заставляет задуматься над тем, как они влияют на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающего поколения. Как показывают исследования, на современном этапе развития информационного общества в России увеличивается молодежный и детский сегмент сети Интернет. И все острее встают вопросы, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам:

  • С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают?
  • Насколько опасно отечественное киберпространство?
  • Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей глобальной "паутины"?

  Для полноценного и эффективного развития ребенка невозможно создать безопасную информационную среду, гораздо важнее научить его реагировать на информационную опасность, уметь противостоять ей. Следовательно, необходимо педагогам и родителям уделять внимание информационной безопасности школьника

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 г. о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете.

В рамках профилактики правонарушений в Интернете, а также других распространенных видов мошенничества, связанных с использованием высоких технологий, управление «К» МВД России подготовило специальную брошюру «Управление «К» предупреждает: будьте осторожны и внимательны!» (3,61Мбайт) с разбором наиболее часто встречающихся схем обмана граждан в Интернете, по телефону и т.п.

В брошюре описываются схемы мошеннических действий и рекомендации по избежанию попадания в сети мошенников, использующих эти схемы. Типы обмана сгруппированы по трём основным блокам: телефонные мошенничества, мошенничества с банковскими картами и мошенничества в Интернете. При этом нередко оказывается, что мошенники могут комбинировать разные способы, поэтому имеет смысл ознакомиться со всеми рекомендациями брошюры и стараться не попадаться на уловки преступников даже тогда, когда они не подпадают под знакомые схемы.

Также рекомендуем прочесть Лифлеты 4 вида Управления К (3.36 MB) и  Детский лифлет Управления К (6.15 MB)/

 

Для учителей, родителей создан специальный интернет- ресурс  "Разбираем Интернет" (http://www.razbiraeminternet.ru/ ), на котором находятся разработки уроков, учебных модулей по различным аспектам интернет-безопасности.

 

 

 


Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи 

1. Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
    • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода; 
   • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 
   • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

2. Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
            Предупреждение груминга:
    • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются; 
    • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии; 
    • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу; 
    • Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; 
    • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

3. Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
          Предупреждение кибербуллинга:
    • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать; 
   • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей; 
   • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз; 
   • Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью. 
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
   • Беспокойное поведение 
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
   • Неприязнь к Интернету

Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
   • Нервозность при получении новых сообщений 
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

4. Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
    • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете; 
    • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных; 
    • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности: Ознакомьтесь с отзывами покупателей: 
    1. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина 
    2. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs) 
   3. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек 
   4. Сравните цены в разных интернет-магазинах. 
   5. Позвоните в справочную магазина 
   6. Обратите внимание на правила интернет-магазина 
   7. Выясните, сколько точно вам придется заплатить

5. Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости»  и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
    • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; 
    • предвкушение следующего сеанса онлайн; 
    • увеличение времени, проводимого онлайн; 
    • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

6. Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

       Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
   • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения. 
   • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр. 
   • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент. 
   • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры. 
   • Делайте резервную копию важных данных. 
   • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

7. Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
    • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать; 
   • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка; 
   • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;

8. Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете. 
    1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете. 
    2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube. 
   3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
   4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей. 
   5. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети. 
   6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом. 
   7. Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” (www.detionline.com), по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.