Русское литературное произношение и его нормы

2 января 2014 - Администратор

  Русское литературное произношение и его нормы

 

 

 

Автор: Соловьева Екатерина Евгеньевна

 

 

учитель русского языка и литературы

 

 

МКОУ «СОШ № 29»

 

  

Введение

 

Кто говорит – тот сеет.

Кто слушает – тот собирает.

В литературном языке произношение, так же как и выбор слов, и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам.

Орфоэпия – это совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

         Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, то есть те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

          В последнее время очень мало людей соблюдает общепринятые нормы, которые составлены были Р. И. Аванесовым и С. И. Ожеговым в книге «Русское литературное ударение и произношение», Москва, 1955.

 В этом пособии помещено 50 000 слов с указанием их правильного литературного произношения. Если в литературном языке существуют допустимые варианты (разновидности) произношения, то в справочнике указаны и они, например: раздробленный и (допустимо) раздроблённый. В отдельных случаях в скобках даются указания, как нельзя произносить слова, например: столяр, а (не столяр); красивее, а не (красивее); обеспечение, а (не  обеспечение). В конце книги излагаются важнейшие правила (нормы) русского литературного произношения.

Для того чтобы граждане в нашей стране оставались образованными и грамотными необходимо твёрдо овладеть правильным грамматическим строем русского литературного языка, прочно усвоить эти грамматические правила (нормы).

Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определённом этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют, например: подростковый и подростковый; форзац и форзац; кулинария и кулинария; усугубить и усугубить, творог и творог и т.п.).

 

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

 

         Вариант «младшей» нормы при своём возникновении, вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушение нормы.

          Причиной отступлений от орфоэпических норм стало стремительное развитие языка, влияние диалектов, письмо.

По моему мнению, образованный человек должен научиться сначала правильно говорить, а затем уж выражать свои мысли на бумаге. Чтобы избежать или минимизировать их число, нужно постоянно проверять слова, которые произносят по-разному, по орфоэпическим словарям русского языка, сверяя пометы словаря с собственным речевым опытом.

         В своей работе мне хотелось указать основные нормы в произношении звуков и их сочетаний.

         Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

         Августовский, алфавит; баллотироваться, баловать, ворота, включим, водопровод; диагноз, диспансер[сэ], договор, дозвониться, документ; завидно,  закупорить, заржаветь, звонит, звонишь; издавна, изредка, индустрия; каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс (великан), комбайнер, красивее, кремень; магазин,  маляр, медикаменты; намерение, некролог, ненависть; обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти; партер[тэ], премировать, принудить; ржаветь, реноме (репутация); сантиметр, свёкла, сливовый, созвонимся, сирота, мн.ч сироты, средства, статуя, столяр; танцовщица; усугубить, украинский; форзац, феномен;  характерный (танец, поступок), характерный (человек), ходатайствовать, хозяева; черпать; шофёр; щавель; эксперт; языковая (от язык – орган человека, животного), языковой (от язык - средство общения).

         Следует обращать внимание:

1) на ударение в именах существительных именительного падежа множественного числа:

а) адрес – адреса, директор – директора, доктор – доктора, ректор – ректора, мастер – мастера, профессор – профессора,  шёлк – шелка;

б) договор – договоры, инженер – инженеры, офицер – офицеры, тренер – тренеры,  шофёр – шофёры, месяц – месяцы, торт – торты, подпись – подписи, почерк – почерки;

в) герб – гербы, маляр – маляры, столяр – столяры, приз – призы.

 2) на образование имён существительных множественного числа родительного падежа:

а) пара чулок, ботинок, сапог, валенок; б) много дел, мест, яблок, макарон; в) песни грузин, осетин, цыган, армян, татар, молдаван, болгар, партизан, солдат; г) килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; д)  группа инженеров, офицеров, шофёров, тренеров.

3)  на некоторые глаголы прошедшего времени:

 а) брать – брал – брало – брали – брала; спать – спал – спало –  спали – спала; жить – жил – жило – жили – жила; звать – звал – звало – звали – звала; понять – понял – поняло – поняли – поняла; принять – принял – приняло -  приняли – приняла; плыть – плыл – плыло – плыли  – плыла; нанять – нанял – наняло – наняли – наняла; пить – пил – пило – пили – пила и другие.

4) на краткие  прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени:

а) груб – грубо – грубы – груба; прав – право – правы – права; б) принять – принят – принято – приняты – принята;  продать – продан – продано – проданы – продана; прожить – прожит – прожито – прожиты – прожита; начать – начат – начато – начаты – начата; созвать – созван – созвано – созваны – созвана и другие.

5) на произношение данных слов:

а) сердечный[шн], беспечный[чн], что[шт],  сливочный[чн], Никитична [шн], скучный[шн], конечно[шн], балалаечник[чн] и [шн], ничто[шт], ошибочный [чн], дачный[чн], яичница[шн], потому что[шт], булочная[шн], нарочно [шн], игрушечный[чн], сливочный[чн], безупречный[чн], пустячный[шн] и  другие.

б) на выпадение звука в словах:

устный, чувствительный, наездник, окрестность, ненастный, лестница, солнце, сверстник, известный, неизвестный, поздний, радостный, вестник, грустный, участник и другие.

         Не обо всех способах правильного произношения слов указано в этой статье, но  основные ошибки  в употреблении  вышеприведённых норм правильного произношения слов допускаются известными людьми.

Я советую ученикам, абитуриентам, студентам и руководителям высших и средних учебных заведений  использовать эту статью в качестве наглядного пособия при выступлении на заседаниях, конференциях, совещаниях.

Справки о нормах правильного произношения можно найти в книге Р. И. Аванесова «Русское литературное произношение» или проверить себя по «Школьному орфоэпическому словарю русского языка»; авторы-составители: Лекант Павел Александрович, Леденёва Валентина Васильевна, Москва «Просвещение», 2005 год издания.

 

 

Библиографический список

1.     Пособие для занятий по русскому языку (в старших классах средней школы). В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Государственное Учебно-Педагогическое Издательство Министерства Просвещения РСФСР, – Москва – 1962 год.

2.     Пособие для занятий по русскому языку (в старших классах средней школы). В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – Москва «Просвещение», 1983 год.

3.     Справочник–практикум по русскому языку Войлова К. А., Гольцова Н. Г. – Москва «Просвещение», 1996 год.

 

К вопросу об орфоэпическом произношении слов в русском языке

 

Соловьева Е. Е., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №18»

 

В последнее время на уроках русского языка и литературы учителя немного времени уделяют орфоэпическому произношению тех или иных слов, о которых учащиеся слышали, но произносят их неправильно или, вообще, не слышали и не знают значение этих слов. Конечно же, все учителя обращают внимание на произношение слов, которые имеются в учебниках по русскому языку и на уроках литературы исправляют учеников, если они неправильно прочитали или произнесли то или иное слово. Не хватает времени, чтобы на следующих уроках проверить: запомнили ли ученики эти слова; если нет, то ещё раз повторить, чтобы у них отложилось в памяти.

            Продолжая  рассуждать о русском литературном произношении на уроках русского языка, хотелось бы, чтобы слова произносились правильно с точки зрения фонетики и орфоэпии, потому что к  устной  речи  предъявляются  орфоэпические требования, а  к  письменной  -  орфографические,  пунктуационные  и каллиграфические. 

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos "правильный" и epos "речь") - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические.

В учебно-методическом пособии «Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы» [1] указывается, что первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Проанализировав учебники русского языка  с 5 по 9 класс [2], где основными авторами-составителями являются (Ладыженская Таиса Алексеевна, Тростенцова Лидия Александровна, Баранов Михаил Трофимович, Григорян Лариса Трофимовна, Бархударов Степан Григорьевич, Крючков Сергей Ефимович, Максимов Леонард Юрьевич, Чешко Лев Антонович, Дейкина Алевтина Дмитриевна и др.) мною были сделаны следующие выводы.

Только в пятом классе авторы-составители включили несколько упражнений по темам «Фонетика» и «Орфоэпия». Конечно, в конце каждого учебника имеется страница «Произноси (те) правильно!», кроме изданий за 1994, 1996 и даже 2000 годы в 9 классе отсутствует эта страница в учебнике.

С каждым годом количество слов, которые учащиеся должны произносить правильно, уменьшается.

Например,  в учебнике русского языка для учащихся 5-6 классов за 1987 год [3], где авторами-составителями являются Михаил Трофимович Баранов, Иван Иванович Кулибаба, Лариса Трофимовна Григорян можно насчитать со всеми формами 113 орфоэпических норм.

Когда учебник преобразовали и разделили на 5 и 6 класс, то в 2002 году было напечатано в учебнике для 5-го класса 113 слов и в 2007 году количество слов с правильным произношением оставили без изменения. То, начиная с 6 класса, количество слов, по которым даются образцы правильного произношения, стало уменьшаться:

6 класс - 74; из них одно за 5 класс: километр;

7 класс - 58, их них два слова за 5 класс: километр и чтобы [шт];

8 класс - 50, из них шесть слов за 5 класс:  звонить, звонишь, позвонит, облегчить, столяр, щавель; за 6 класс: красивее; за 7 класс пять слов: мельком, прав, права, правы, средства;

а в 9 классе в учебнике Русский язык 9 класс (27-28 издания) 2005-2006 годы [4] отвели две страницы с количеством 80 произносительных норм, и из них пять слов за 6 класс: инструмент, языковой (факт, явление), языковый (орган, колбаса); за 7 класс: балуясь; два слова за 8 класс: договор, облегчить.

В последнее время руководители городских методических объединений (ГМО) Челябинска и Миасса рекомендуют использовать учебники с 8 по 9 класс под редакцией Тростенцовой Лидии Александровны [5]. Просмотрев учебник за 8 класс, насчитано всего 36 орфоэпических норм и многие   повторяются, а в 9-м классе  на странице «Говори правильно!» напечатали всего 19 орфоэпических норм языка.   Если в 8-ом классе авторы-составители сократили на 14 слов,  то в 9-ом классе посчитали, что учащиеся уже владеют ораторской речью и умеют правильно произносить слова и свободно пользуются орфоэпическими навыками во всех общественных сферах его применения.

Ведь если такой «хаос» в самих учебниках, составленных учёными-лингвистами, то можно ли спрашивать с учеников и учащихся, а потом удивляться и говорить: «Почему молодёжь совсем не умеет грамотно выражать свои мысли при защите рефератов, проектов, курсовых и дипломных работ?»

По моему мнению, если не только одни учителя, а всё общество обратит особое внимание и установит необходимый минимум сдачи не только в школах тех произносительных норм (приведённых мною ниже), но и при поступлении в вузы, колледжи, техникумы и даже в профессиональные лицеи (ПЛ), тогда будет виден результат - люди, живущие в России, прежде чем что-нибудь произнести вслух и выступить в СМИ, сначала подготовят выступление, а потом произнесут на камеру.

 Тогда по первому каналу в передаче «Доброе утро» не будут говорить тефтели, а депутаты МГО г. Миасса по местному телевидению не станут произносить: средства связи, обеспечение необходимо.

Успех обеспечен будет в том случае, если не только учителя в школе, но и родители учащихся, преподаватели – всё общество будет систематически следить за правильностью речи с точки зрения литературных орфоэпических норм.

            Ведь язык любого народа — это его историческая память, воплощённая в слове. Язык  —  важнейшее  средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял своё единство,  то  он  не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.
            Свободное владение родным русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
            Высокий уровень  речевой  культуры  —  неотъемлемая  черта  культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача  каждого  из  нас.  Для  этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок  в  произношении,  в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно  обогащать свой словарь,  учиться  чувствовать  своего  собеседника,  уметь   отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
 
                    В целях повышения орфоэпической грамотности предлагаются следующие тестовые задания по орфоэпии и фонетике для учащихся  и абитуриентов. 

 

Правильно произнесите следующие слова:

1. Августовский, аргумент, апокриф, апостроф, асимметрия, баловать, баллотироваться, договор, досуг, взята, включим, ворота, водопровод, диагноз, диспансер, деньгам, договор, добрались, дозвониться, документ, жалюзи, завидно,  закупорить, заржаветь, звонит, звонишь, издавна, изредка, иконопись, индустрия, камбала (рыба), каталог,  квартал, километр, коклюш, колосс (великан), красивее,  кулинария, магазин,  маляр, медикаменты, намерение, начавший, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, осведомиться, отчасти, перезвонят, поднятый, права, правы, по средам, премировать, принудить, ржаветь, реноме [рэномэ] (репутация), сантиметр, свёкла, сливовый, созвонимся, сирота, сироты, сливовый, средства, статуя, столяр, танцовщица, усугубить, украинский, форзац, феномен,  характерный (танец, поступок), характерный (человек), ходатайствовать, хозяева, черпать, шофёр, щавель, эксперт; языковая (от язык – орган человека, животного), языковой (от язык - средство общения).

 

2. Допишите множественное число имён существительных именительного падежа

Адрес – __________, директор – __________, договор – __________, доктор – _________, шофёр – ___________, инженер – ___________, ректор – __________, мастер – ___________, почерк – _________, профессор – __________, месяц – __________, торт – _________, офицер – _________, тренер – ____________, подпись – ______________, столяр – ____________.

 

         3. Образуйте имена существительные множественного числа родительного падежа:

а) пара (чулки, ботинки, сапоги, валенки; б) много (дела, места, яблоки, макароны; в) песни (грузины, осетины, цыганы, армяне, татары, молдаване, болгары, партизане, солдаты; г) килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты; д)  группа (инженеры, офицеры, шофёры, тренеры).

 

4. Поставьте ударение в этих словах:

а) брать – брал – брало – брали – брала; спать – спал – спало –  спали – спала; жить – жил – жило – жили – жила; звать – звал – звало – звали – звала; понять – понял – поняло – поняли – поняла; принять – принял – приняло -  приняли – приняла; плыть – плыл – плыло – плыли  – плыла; нанять – нанял – наняло – наняли – наняла; пить – пил – пило – пили – пила.

б) груб – грубо – грубы – груба; прав – право – правы – права; б) принять – принят – принято – приняты – принята;  продать – продан – продано – проданы – продана; прожить – прожит – прожито – прожиты – прожита; начать – начат – начато – начаты – начата; созвать – созван – созвано – созваны – созвана.

 

5. Произнесите слова

а) сердечный, беспечный, что,  сливочный, Никитична, скучный, конечно, балалаечник, ничто, ошибочный, дачный, яичница, потому что, булочная, нарочно, игрушечный, сливочный, безупречный, пустячный.

б) на выпадение звука в словах:

устный, чувствительный, наездник, окрестность, ненастный, лестница, солнце, сверстник, известный, неизвестный, поздний, радостный, вестник, грустный, участник.

 

6. Выберите правильный вариант слова

 

1. а) обеспечение,                                 11. а) квартал,

    б) обеспечение;                                      б) квартал;

2. а) свёкла,                                           12. а) жалюзи,

    б) свекла;                                                б) жалюзи;

3. а) средства,                                       13. а) углубишь,

    б) средства;                                             б) углубишь;

4. а) созвонимся,                                  14. а) договор,

    б) созвонимся;                                        б) договор;

5. а) красивее,                                       15. а) ходатайство,

    б) красивее;                                            б) ходатайство;

6. а) кулинария,                                    16. а) августовский,

    б) кулинария;                                         б) августовский;

7. а) ворота,                                           17. а) эксперт,

    б) ворота;                                                б) эксперт;

8. а) феномен,                                       18. а) осведомиться,

    б) феномен;                                            б) осведомиться;

9. а) баловать,                                       19. а) асимметрия,                                  

    б) баловать;                                             б) асимметрия;

10. а) премировать,                               20. а) облегчить,

      б) премировать;                                     б) облегчить.

 

7. Найдите и подчеркните в каждом ряду слово с орфоэпической ошибкой

а) договор, принял, созвала, перезвонит;

б) свёкла, столяр, красивее, щавель;

в) каталог, договор, кухонный, танцовщица;

г) августовский, средства, газопровод, иконопись.

  

Список источников

 

1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. М.: «Просвещение» 2008. С.8.

2. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. Русский язык 5-9 классы. М.: «Просвещение» с 2002 по  2010 годы

3. Баранов М. Т, Кулибаба И.И. Русский язык 5-6 классы. М.: «Просвещение»  1987.

4. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. Русский язык 9 класс. М.: «Просвещение» 2005, 2006 годы.

5. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Дейкина А. Д. Русский язык 8, 9 классы. М.: «Просвещение», 2010 г.

 

6. Универсальный словарь русского языка (все словари в одном) Санкт- Петербург, издательская группа «Весь», 2010 год, 832 стр.