Библиотека

19 января 2014 - Администратор

 


Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа (Готфрид Лейбниц)



Добро пожаловать на страничку школьной библиотеки МБОУ «СОШ№18»

Современная школьная библиотека – это место, где ученики и учителя могут и поработать, и провести неожиданно образовавшееся свободное время, полистав журналы или книги, или просто пообщаться. В библиотеке должно быть светло, уютно и удобно всем. А если в школьной библиотеке всегда много ребятишек и взрослых, значит, эта библиотека жива, с ней все в порядке! Ведь недаром древние говорили, что библиотека – это аптека для души. Важно, чтобы мы, школьные библиотекари, всегда помнили об этом.

Структура школьной библиотеки



Общие сведения о библиотеке

Библиотека МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 г.Миасса» была образована в., когда была занесена  первая учётная  запись в инвентарную книгу. 
первым библиотекарем была Лысова Людмила Викторовна
Штат библиотеки — 1 работник  .Педагог- библиотекарь Нуждина Любовь Петровна

 

Цели школьной библиотеки

Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в поликультурном обществе;
  • создание основы для осознанного выбора, подготовка конкурентоспособных выпускников, готовых к успешному продолжению образования в высших учебных заведениях;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к фундаментальным правам и свободам человека, разным культурам и языкам, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье;
  • формирование здорового образа жизни.

Основные цели библиотеки:

  • Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их равных прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
  • Создание единого информационно-образовательного пространства школы; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.
  • Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
  • Содействие формированию информационной компетентности обучающихся.
  • Организация систематического чтения обучающихся и досуга в условиях библиотеки с учётом интересов, потребностей, возрастных психофизических, национальных особенностей обучающихся.
  • Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, компьютеризации библиотечно-информационных процессов, организации комфортной библиотечной среды, воспитания информационной культуры учителей и обучающихся.

Основные функции библиотеки

  • Аккумулирующая - библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  • Сервисная - библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
  • Методическая - библиотека разрабатывает учебные и методические материалы по основам информационной культуры пользователей, алгоритмы и технологии поиска информации.
  • Учебная - библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
  • Просветительская - библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
  • Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю.
  • Социальная - библиотека содействует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном  информационном обществе.
  • Координирующая - библиотека согласовывает свою деятельность с другими библиотеками,

Нормативные документы школьной библиотеки:

  • Положение о школьной библиотеке.
  • Правила пользования библиотекой.
  • Должностные инструкции педагога- библиотекаря
  • План работы библиотеки.
Наличие отчётной документации
  • Книга суммарного учета основного фонда
  • Книга суммарного учета учебного фонда
  • Инвентарные книги основного и учебного фондов
  • Тетрадь учета книг и учебников, принятых от  читателей взамен утерянных
  • Дневник библиотеки
  • Папка регистрации накладных
  • Папка актов движения фондов
  • Картотека выдачи документов основного фонда
  • Картотека выдачи учебников
  • Тетрадь временной передачи учебников между школами района

Выписка из правил работы  библиотеки

  • Все обучающиеся школы могут быть читателями (пользователями) школьной библиотеки.
  • Читатель имеет право пользоваться книжным фондом и справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, Интернет-ресурсами
  • Читатель может получать на руки до 5 книг сроком до 10 дней. ¨
  • Обмен произведений печати  и CD – дисков, работа со справочными материалами, доступ в Интернет  производится по графику  работы, установленному библиотекой.

Массовая работа

  • Проведение тематических библиотечных уроков
  • Организация конкурсов и викторин среди читателей
  • Подготовка и проведение классных часов
  • Информирование читателей о новых поступлениях в библиотеку   

Выставочная работа

  • Оформление книжных выставок
  • Оформление информационных стендов
  • Организация тематических и возрастных подборок книг
  • Организация выставок  творческих работ учащихся

Индивидуальная работа с пользователями

 

Библиотека оказывает помощь читателям в отборе информации, в оформлении ими творческих работ, проводит консультации по правилам пользования библиотекой, её СБА, организует работу по использованию Интернет-ресурсов.
Библиотека проводит работу с читателями по сохранности книг и учебников, информирует родителей о наличии учебников и замене книг и учебников, утерянных читателями.
В библиотеке есть возможность использования копировально-множительной техники.

 

Нормативно - правовые и организационные документы библиотеки 

Документы, регламентирующие работу библиотеки образовательного учреждения РФ: 

Международные 

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)

2. Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11. 1959 г.)

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)

4. Манифест ИФЛА для школьных библиотек (принят в 2000 году на 66 Генеральной конференции ИФЛА)

5. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту ИФЛА для школьных библиотек (2001 г.)

6. Манифест ИФЛА об Интернете (27.03.2002 г.)

7. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по Манифесту об Интернете (принят 68-ой Генеральной конференцией 23.08.2002 г.)

 Федеральные 

1. Конституция РФ от 25.12.1993 г. с изменениями от 30.12.2008

2. Манифест школьных библиотек РФ (принят 1-4.07.2007 г.)

3. Гражданский Кодекс РФ, часть IV. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. (принят 24.11.2006 г.)

4. Федеральный список экстремистских материалов (дата создания 2007-2012 гг.)

5. Рекомендации по работе с Федеральным списком экстремистских материалов от 29.12.2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в деятельности библиотек, обслуживающих молодёжь.

6. Закон об Образовании (принят 10.07.1992 г.)

7. Закон об Образовании (новая редакция  от 29.12.2012 г.)

8. Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения (от 23.03.2004 г.)

9. Концепция развития библиотек ОУ РФ до 2015 года

10. Федеральный закон о библиотечном деле от 29.12.1994 г. с изменениями на 3 июня 2009 г.

11. Инструкция об учёте библиотечного фонда от 02.12.1998 г.

12. Кодекс этики школьного библиотекаря РФ (от 1-4 .07.2007 г.)

13. Приказ МО РФ от 19 декабря 2012 года "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредетацию, на 2013-2014 учебный год

14. Федеральный перечень учебников (список) на 2013-2014 учебный год

 

ПРАВИЛА пользования школьной библиотекой

1. Общие положения

1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя и являются основой для разработки и утверждения директором учебного заведения Правил пользования библиотекой.

2. Права читателей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

2.3. Получать во временное пользование любой документ из фонда библиотеки.

2.4. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

2.5. Избирать и быть избранными в совет библиотеки и принимать участие в его работе.

2.6.Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в правах.

3. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю документов из фонда и приема их библиотечным работником.

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на 7 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти.

Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей.

3.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

3.6. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

3.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.

3.8. Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.

4. Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения

для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.

4.3. Читатель обязан:

- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

- не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;

- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;

- при получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.4. Читатель, утерявший документ из фонда библиотеки или нанесший

ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным.

4.5. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, детские учреждения, под надзором которых он находится.

4.6. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей.

5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересах в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде.

5.5. Оказывать помощь читателям в выборе необходимой литературы.

5.6. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

1. Читайте детям вслух с самого раннего детства.

2. Обсуждайте с детьми прочитанное, ведь тем самым вы вырабатываете свои нравственные представления о добре и зле, свою жизненную позицию.

3. Первые книги должны быть иллюстрированными, с большими, яркими запоминающимися буквами и рисунками.

4. Дома нужно иметь словари: «Словарь русского языка» и «Словарь иностранных слов», орфографический словарь. Затем приобрести словари изучаемых языков.

5. С миром справочных изданий нужно знакомить еще дошкольника. Навык постоянного обращения к энциклопедиям, словарям, справочникам воспитывается в раннем детстве. Не проходите мимо неизвестных слов, понятий, названий, имен – в любом тексте, прежде всего в учебных пособиях, не должно оставаться темных пятен.

6. В домашней библиотеке должна быть художественная литература, особенно классическая.

7. Третье место в домашней библиотеке, после справочников и художественной литературы, занимает собственно научная литература, научно-познавательные и научно-популярные издания. Лучше сразу приобретать серьезное, иногда многотомное, научно-популярное издание, которым будут пользоваться в семье многие годы. Не надо волноваться, что книга «не по возрасту». В отношении научно-популярной литературы в полной мере оправдывает себя принцип опережающего школьную программу развития.

8. Вспомним, что в определенном возрасте ребенок задает сотни вопросов. Погасить естественный интерес ко всему непознанному проще всего, надо развить его. Далеко не всегда стоит давать прямые ответы. Можно вместе понаблюдать, подумать, почитать.

9. Если вы посещаете библиотеку, запомните: для библиотечных книг дома должно быть отведено определенное место, например, полочка. Если библиотечная книга «растворится» среди других, ее найти будет трудно.

10. В некоторых семьях есть традиция раз в год просматривать домашнюю библиотеку, освобождаться от книг, хранить которые дома бесполезно. Но выбрасывать ничего не надо. Вы поступите правильно, если отнесете их в библиотеку, которой пользуетесь.

 

11. Если вы не знаете на какие газеты и журналы вам подписаться, совершите вместе с детьми визит в  библиотеку, получающую десятки названий периодических изданий. Вы никогда не пожалеете о потраченном времени. Вместе с детьми обсудите и решите, какие издания вам выписать.

  Юный читатель!

Ты уже научился немного читать, и теперь сам сможешь прочитать свои первые книжки.

Я, библиотекарь, помогу тебе открыть тайны волшебной страны под названием «Читалия».

Путешествие по этой удивительной стране будет очень простым, но интересным. Во время путешествия ты встретишься с новыми литературными произведениями: сказками, рассказами и стихами; вспомнишь то, что уже читал.

Путешествуя по «Книжному океану», ты будешь не только читать, но и рисовать, решать кроссворды, записывать в своем «Дневнике юного читателя» то, что тебе особенно понравилось и запомнилось.

Начиная читать новый для тебя текст, настойся, сосредоточься, чтобы ничто тебя не отвлекало.

Читай вдумчиво, старайся понять каждое слово. Если что-то тебе будет непонятно, обратись к папе или маме, они тебе объяснят.

Чем чаще ты будешь приниматься за чтение, тем быстрее научишься бегло и легко читать любые тексты. А если какие-то строки из прочитанных произведений ты захочешь запомнить, заучи их наизусть. Чаще читай вслух, читай выразительно, так, чтобы всем было интересно тебя слушать.

Итак, дорогой друг, счастливого плавания по «Книжному океану».

 

Школьная медиатека